Термины:
Ной, сим, иафет, хам
Смысл:
Три области психики человека: Сим - духовная, Иафет - рассудочна, Хам - животная, Ной - их объединение.
Описание:
В йогической традиции принято модель психики, состоящей из трех частей:
- Подсознательные (бессознательная) животные инстинкты, роднящие человека и животных;
- Сознательная рассудочная деятельность, отличающая человека от животных;
- Надсознательная (бессознательная) область духовной природы.
В библейской традиции, такое разделение можно найти в примере Ноя и его сыновей: Сима, Иафета и Хама.
Ной — общий отец послепотопного человечества. Его три сына — три родоначальника всех людей. С сакральной точки зрения они — суть три разных основания, три пласта жизни, на которых сначала была выстроена Единая душа человечества, а потом общенародная душа.
Один сын Сим (на иврите Шем, буквально: «имя») олицетворяет тот главный пласт духовного становления, где работают заповеди любви к Богу и любви к ближнему и где совершается духовный рост.
Другой сын Хам стал синонимом низменности, нечестивости, бесстыдства, человекопоругания, рабства и похабства. Но в изначальном библейском понимании Хам есть теплота жизни сама по себе. Ею живое существо разогревается от чувств, эмоций, переживаний, возбуждений, от всего жизнедействия плоти и души. Область Хама — это психика человека и его плоть, все его плотско-психическое целое.
Третий сын Иафет (Иефет) — это душевная раскрытость света человечности в человеке, сообщность людей через внутреннюю культуру и мораль.
Шем — это полнота духовно-душевной, Богочеловеческой жизни; Хам — полнота жизни плотско-психической; Иефет — полнота собственно человеческой жизни
Источники:
И. Мардов Вавилонское грехопадение «Наука и Религия» № 5 / 1991 г.
Смотри так же:
Рождение
|